Игры Китано

В своих интервью Китано говорит, что не знает ни индийских, ни гонконгских фильмов, и вообще не специалист в историческом кино. Не верьте. Тарантино, например, не скрывает, что вырос на гонконгской кинопродукции. И вот снял "Убить Билла". А Китано, дескать, снимая "Затоiчи", обошелся местной традицией. Как бы не так. Но все по порядку.

Затоiчи -- имя слепого воина, легендарного героя в японской культуре. Кинообраз Затоiчи был создан актером Синтаро Катсу, сыгравшим его на протяжении 60-70-х годов в 25(!) фильмах, поставленных разными режиссерами, в том числе один из них -- самим Катсу. Еще один фильм, "Возвращение Затоiчи", был снят значительно позже, в 1989 году. И опять с Катсу в главной роли. То есть если в Европе в 60-е журналисты обращались к Шону Коннери не иначе как "мистер Бонд", то примерно в то же время в Японии вслед Катсу кричали: "Затоiчи-сан!". С той только разницей, что если раздраженный таким сращиванием Коннери в конце концов слился, то Катсу остался в роли, и довел до конца дело своей жизни.

Как снимать кино про такого знакомого героя -- не понятно. Все равно как если бы кто-то у нас сейчас взялся снимать полнометражный фильм про Штирлица. Соответственно, не с Тихоновым в главной роли. Принять такое мировой аудитории, безусловно, легче, чем национальной. Китано умудрился угодить всем. Дело в том, что снятое им кино только формально можно отнести к народно-исторической драме, жанру chambara, о котором все дружно вспомнили с появлением "Затоiчи". На самом деле от исторической драмы здесь столько же, сколько в компьютерной игре: декорации. В которых, кстати, важна не достоверность, а яркость и экзотика. Игра должна быть познавательной, но в меру, а главное -- увлекательной. Китано, создав из самого себя нового Затоичи, платинового блондина с мечом в красных блестящих ножнах-трости, не конкурирует с "классическим" Затоичи-Катсу просто потому, что представляет вовсе другой вид спорта. Ну нет здесь того благородного друга бедных, японского Робин Гуда, нет. А есть хорошо сделанная компьютерная игра с невсамделишными фонтанчиками крови и быстрым концентрированным действием, далеким от социально -морализаторских притч о Слепом Мастере.

Сюжет фильма -- абсолютнейший архетип, история про слепого странника, приходящего в город, раздираемый войной двух одинаково бесчеловечных кланов якудзы, один из которых вербует в свои ряды сверхвоина Хаттори (Таданобу Асана). Есть еще таинственные брат и сестра, переодетые гейшами (Даигоро Татибана и Юко Даике). У этих своя правда -- месть за вырезанную семью главе клана, нанявшего Хаттори. Самый комичный персонаж -- друг странника Синкити (Гуадалканал Така). Все это настолько же узнаваемо, насколько условно, и подтверждает предыдущую мысль: все здесь лишь предлог для игры.

"Затоiчи" -- фильм прямолинейный и блестящий, абсолютно нетипичный для Китано, после которого понимаешь, что от этого режиссера можно ждать чего угодно. Обычная статичность, хваленый китановский минимализм тут замещаются подвижной камерой, ритмовыми экспериментами (то крестьяне землю мотыжат, то плотники дом строят); в сценах поединков -- техника гонконгской школы, как бы Китано не открещивался -- отличная, надо заметить, техника. Невозможно не сказать о сходстве постановки поединков в "Затоiчи" и тарантиновском "Убить Билла", не говоря уже о том, что само отношение к этой мультяшной кровавости у обоих режиссеров сходное. Сцена убийства семьи мафией -- вообще дублируется, что говорит не о том, что кто-то у кого-то, а просто о повторяемости типичных ходов в компьютерной игре. Так что -- идеи витают в воздухе. И каким бы нелепым ни казался Китано переданный Тарантино японский быт, диалоги там и прочее, эта-то достоверность здесь и не важна. И вообще, кто бы говорил? Самурай с платиновыми волосами сильно достоверней? Ладно.

На последок еще одно субъективное наблюдение. Выходя из кинозала, из всевозможных гэгов и цитат, коих в фильме предостаточно, в голове почему-то ничего не крутилось, но ногам хотелось бить степ.

Андрей Стемпковский, "Экран и сцена" №14(716), апрель 2004

« Назад к "Цитатам"



« На главную