О съёмках

ТАКЕШИ КИТАНО О ФИЛЬМЕ

Кадры со съемочной площадки

Синтаро Катсу — старый Затоiчи

Некоторые фильмы о Затоiчи

Биография Синтаро Катсу

Затоiчи: заблуждения и факты

Легенда о Затоiчи

Затоiчи — один из самых популярных героев японской исторической драмы. Думаю, его знают все японцы, кому за тридцать. Но с тех пор, как о нём был снят последний фильм, прошло десять лет, выросло новое поколение, которое его не знает. Надеюсь, мой фильм даст им возможность узнать его.

Истоки проекта

Этот проект был предложен мне совершенно неожиданно госпожой Тиёко Саито, которая была одним из моих наставников в период Акасука. Она была очень хорошим другом покойного актёра Синтаро Катсу, который исполнял главную роль в кино- и телесериалах о Затоiчи (с 1962 по 1989 год). Несколько лет назад она спросила меня, не сниму ли я продолжение приключений Затоiчи. Предложение меня заинтересовало, поскольку я никогда не ставил исторические фильмы. Когда она попросила, чтобы я также исполнил и главную роль, я запаниковал. Я никак не мог заменить господина Катсу! Я вежливо отказался, но госпожа Саито не хотела принимать моего отказа. В конце концов, я согласился, но при одном условии: мне разрешат сделать этот фильм так, как я хочу, я лишь гарантирую, что главным героем останется слепой массажист по имени Затоiчи, который также является великолепным фехтовальщиком и гениальным игроком в кости. Всё остальное будет целиком и полностью придумано мной.

Новый Затоiчи

Новый Затоiчи

Мой сценарий не был основан на сюжете какого-либо из фильмов о Затоiчи с участием Катсу. Также я не видел смысла в том, чтобы пытаться повторить его трактовку образа Затоiчи. Я решил создать новую версию, которая будет максимально отличаться, как внешне, так и психологически. Затоiчи в исполнении Катсу был черноволосым, был одет в одноцветное кимоно и носил меч в коричневых ножнах. Хотя в свое время это неплохо смотрелось, я подумал, что придам своему Затоiчи подчеркнуто иную внешность. Мой Затоiчи — весьма эксцентричная личность. Он — платиновый блондин с мечом в красных ножных. Он отличается и по своей ментальности — соблюдает эмоциональную дистанцию от других персонажей. Затоiчи господина Катсу установил почти сердечные отношения с добрыми и кроткими обитателями городка. Мой не корешится с хорошими парнями. Он просто продолжает истреблять плохих парней.

Затоiчи озадачивает

Затоiчи практически непобедим. Он может справиться с любым. Вопрос в том, как? Он слепой, значит, он не может быть настолько сильным, потому что не видит противников. В конце концов, я решил, что секрет силы Затоiчи выражается формулой "это же кино". В финале фильма я даже подверг сомнению слепоту Затоiчи: может быть, он в конечном счёте и не слепой. Затоiчи озадачивает вас, но такова его роль.

Меч Затоiчи

Я решил, что цвет ножен, разумеется, должен быть красным. Затоiчи с ножнами из неокрашенного дерева выглядел бы неэффектно. Это было бы слишком обыденно, и фильм мог сделать слишком большой крен в сторону трогательной истории о простых жителях города. Я подумал, что если Затоiчи — блондин и носит меч в красных лакированных ножнах, другие герои будут его побаиваться и никто не захочет связываться с ним.

Исторические фильмы

Кадр из фильма

Можно было предположить, что исторические фильмы связаны с большим числом ограничений, чем фильмы на современную тему, так как костюмы и обстановка должны точно соответствовать историческим фактам и т. п. Напротив, — я ощутил намного большую творческую свободу, потому что в историческом фильме ты можешь сам придумать буквально всё. Любая деталь — внешность героев, место действия и т. д. — на самом деле содержит больше вымысла, чем в фильме на современную тему, поскольку всё воссоздается заново. Например, почти все актёры должны были носить парики, чтобы их прически были в старинном стиле. Что касается языка, я остановил свой выбор на современном японском, поскольку содержание фильма не является классической исторической драмой.

Компьютерная графика

Всё больше и больше фильмов строится на компьютерной графике и визуальных эффектах, но, как правило, это фильмы современной тематики. Когда я раньше использовал их в своих фильмах, мне было немного не по себе. Но в данном случае их использование могло придать фильму почти мультипликационный стиль, что было бы более чем уместно. Компьютерную графику мы использовали главным образом для показа порезов и ран. В старом кино можно было обойтись без показа хлещущей крови или показа ран. Но времена меняются. Поэтому мы старались показывать раны везде, где это было возможно, более наглядно.

Я никогда не расставался с мечом

В сценах схваток я не хотел полагаться на компьютерную графику. Я хотел сам проделать максимальное количество фехтовальных номеров, поскольку мне это очень нравится. В старых фильмах Затоiчи, вынимая меч, держит руку тыльной стороной вперед. Это налагало значительные ограничения на то, как я пользовался мечом. Вариантов было мало — взмахнуть им вверх, вниз или вбок. Чтобы движения меча в фильме были композиционно выстроены в кадре, мне приходилось разыгрывать эти сцены в совершенно неестественных позах. Надо было постоянно выворачивать запястья, локти, плечи, — для этого потребовалось тренироваться.

Трудности, связанные с исполнением роли слепого

Ещё труднее было выполнять движения мечом с завязанными глазами, когда камера была наставлена прямо на меня. Иногда я не знал, где размахивал своим мечом! Делая всё с завязанными глазами, теряешь ориентацию. Было нелегко даже идти ровно. Несмотря на то, что траектория моего движения была размечена, я частенько спотыкался и падал. Я не мог сказать, какое расстояние между мной и моими партнёрами. Я не видел выражения их лиц и их движения, когда играл с ними сцену. Это оказалось сложнее, чем я ожидал. Когда играешь с открытыми глазами, ты чувствуешь, как двигаться и произносить свои реплики, хотя ты сам себя и не видишь.

Движения Затоiчи

Съёмка фехтовальных сцен

У нас был хореограф для постановки фехтовальных сцен, но в итоге почти все такие сцены поставил я сам, за исключением сцены, где две гейши сражаются с приспешниками Гиндзо. Я не хотел, чтобы эти сцены напоминали фехтовальные сцены в старых фильмах, где видно, что повторяются одни и те же комбинации. Я хотел сделать нечто отличное от хорошо известных сцен боёв, поставленных специалистами. Я терпеть не могу поединков, где всё диктует меч, результатом чего оказывается лязг и звон. К счастью, Затоiчи обычно наносит всего один удар, и мне удалось этого избежать. Напротив, я позволил актёру Таданобу Асано (он играл ронина-телохранителя Хаттори) исполнять более сложные комбинации движений, которым я научился в годы работы на сцене. Я довольно основательно освоил фехтование, что было обязательным для любого комика в то время. Мы часто использовали сражения на мечах в наших скетчах на сцене. Мой учитель сначала показывал нам основные движения, а потом мы переделывали их так, чтобы они выглядели смешными. Уже тогда у меня возник ряд идей о сложной хореографии фехтовальных сцен, которые я всегда хотел использовать в историческом фильме, если когда-либо его поставлю.

Актёр, принимающий удары

Увеличить

В кино главное в поединках на мечах не то, как хорош фехтовальщик, а как хорош актёр, принимающий удары. Если противнику не хватает мастерства, синхронизация их движений будет плохой, и сцена будет выглядеть неестественно. Я не хотел, чтобы актёры, получив удар, падали на землю, глядя в кинокамеру.

Съёмка фехтовальных сцен

Главное в фехтовальных сценах — это ритм. Нельзя двигаться медленно. Мне пришлось двигаться быстро. Иногда удар меча бывает молниеносным. Но это контрастирует с более медленными движениями противников. Чтобы запечатлеть быстрые движения меча мы использовали и скоростную, и стандартную кинокамеры. Преимущество съёмки двумя камерами одновременно заключается в том, что если какое-то движение не попадает в поле зрения одной камеры, вам приходится полагаться на другую.

Огнестрельное оружие против мечей

Кадр из фильма

Хлопок выстрела и звон меча имеют разные значения. Когда снимаешь перестрелку, тебе нужно не очень много камер. Иногда сам револьвер даже не снимают. Кроме того, когда выстрел произведен, стрелявшему мало что остается делать. Но в поединках на мечах вы не знаете, каким будет следующее движение. Когда удар нанесён, фехтовальщик должен атаковать незащищенные места своего противника. Иногда он не может нанести удар. Даже если отрепетировать сцену несколько раз, во время съёмки главным оказывается быстрота реакции.

Принципы монтажа

В "Затоiчи" мне пришлось использовать более короткий монтаж, чем в моих предыдущих фильмах. Приходилось брать несколько планов, чтобы скрыть изъяны, поскольку актёры носили парики и кимоно, и каждая деталь должна была быть на своём месте. В использовании коротких планов нет ничего необычного, особенно если в сцене много движения камеры. Исторический фильм, если не снимать его движущейся камерой, выглядел бы как немое кино.

Метод Куросавы

Куросава обычно снимал множество планов хорошо спланированного сражения на мечах, что, мне кажется, оказало огромное влияние. Нужна большая смелость, чтобы снимать так, как снимал Куросава. Эпизод под дождём — это мой "поклон" фильму Куросавы "Семь самураев". Кстати, во время съёмок этой сцены было не только холодно, но и в какой-то момент изменился запах воды. Пришлось использовать воду из пруда, где жили карпы, поскольку воды в цистерне не хватило. Было такое ощущение, словно на нас с неба лились карпы.

Нетипичный хэппи-энд

Я часто высмеивал японские исторические драмы, потому что у них одинаковые финалы. Например, когда герой покидает город и идёт по дороге вдоль рисового поля, крестьяне, обрабатывающие поля, вдруг начинали петь и танцевать. Когда настало время мне самому ставить своей первый исторический фильм, я подумал: "Почему бы не дать свою собственную версию типичного хэппи-энда исторической драмы?" Мне показалось, что будет скучным воспроизвести традиционные японские народные танцы в исполнении группы любителей, что не очень интересно в изобразительном и звуковом плане. И тогда меня осенило: "А что если они будут танцевать степ?" Я подумал, что основная посылка истории Затоiчи — слепой массажист, он же суперфехтовальщик, который может обнажить свой тайный меч с быстротой молнии, — сама по себе была для меня достаточно абсурдной, чтобы решить сделать чисто развлекательный фильм. Так что я снял свою модернизированную версию типичных танцевальных сцен в историческом фильме. Я позволил лучшим исполнителям степа в Японии изобразить крестьян и плотников, одетых в кимоно и обутых в деревянные башмаки и соломенные сандалии, и исполнить степ в самом современном стиле под ритмы хип-хопа.

Степ

Танцоры

Большой артист должен уметь всё. Я сам танцевал степ, но мне он казался несколько примитивным, лишенным шика. Мне не нравится степ в стиле Джина Келли. Но когда я увидел, как Грегори Хайнз исполняет степ без музыки, мне показалось это интересным. Несколько лет назад я познакомился с лучшей японской труппой степа, которая называется "The Stripes". Я посмотрел их спектакль и был в полном восторге от того, как они танцевали. Меня потрясло, насколько отличается их стиль от традиционного стиля, которому обучали меня. Вот как получилось, что я пригласил их сняться в фильме "Затоiчи".

Юмористические штрихи

Я хотел, чтобы в фильме было соблюдено своего рода равновесие. Я не хотел, чтобы фильм состоял только из сцен схваток. Я хотел привнести в фильм юмор, чтобы сделать его более легким. Такой персонаж, как Оги (его играет Сабуро Исикура) должен был быть очень плохим парнем, но он так часто шутил, что я решил сохранить его шутки в фильме. Поэтому он — смешной плохой парень. Смешного хорошего парня — Синкити, верного друга Затоiчи, — играет один из моих самых старых протеже Гуадалканал Така.

Кадры со съёмочной площадки

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить


Станислаф Ростоцкий о старом Затоiчи (для журнала "Афиша")

Такеши Китано впервые снял историческую стилизацию: "Затоiчи" — одиссея слепого массажиста, мастера боя на мечах, классического японского киногероя. На традиционное самурайское кино, впрочем, фильм Китано походит мало: в нем танцуют степ, кровь хлещет, как в "Убить Билла", а сам Затоiчи стал блондином — и, возможно, не таким слепым, как кажется. Станислав Ростоцкий пересмотрел для журнала "Афиша" старые фильмы о Затоiчи.

Появление Затоiчи

Впервые Затоiчи появился на экране в 1962 году. Слепой странник зарабатывал на жизнь массажем (который в Японии XIX века был прерогативой именно незрячих мужчин), иглоукалыванием и азартными играми. И бесплатно боролся за справедливость: чаще всего его защиту получали обиженные чиновниками бедняки, вдовы и сироты. Помимо фехтования Затоiчи прекрасно владел сумо, дзюдо и джиу-джитсу (в "Затоiчи-беглеце" (1963) он выиграл борцовский турнир), хотя рукопашные навыки использовал гораздо реже, чем меч. Во всех 26 фильмах роль Затоiчи исполнил Синтаро Катсу (он умер в 1997-м от рака горла и стал одним из тех, кому Квентин Тарантино посвятил "Убить Билла"), для которого Затоiчи стал делом всей жизни. С 1967-го он был одним из продюсеров серии, написал сценарии к "Затоiчи на Огненном Празднике" (1970) и "Затоiчи встречает Однорукого Фехтовальщика" (1971), выступил режиссером "Затоiчи в отчаянии" (1972), а в 1989-м спродюсировал, написал, поставил и сыграл в "Затоiчи-26".

Затоiчи и его соперники

Встречаются персонажи весьма примечательные. В "Продолжении истории Затоiчи" (1962) он вступает в схватку с самураем, который оказывается его братом; его сыграл реальный младший брат Синтаро, знаменитый актер Томисабуро Вакаяма, известный по роли жестокого убийцы Огами Итто в серии "Одинокий волк" (1972-1974). В "Затоiчи против Йоджимбо" (1970) слепой массажист вступает в схватку с телохранителем, которого сыграл Тосиро Мифуне, похожий на самого себя в "Йоджимбо" Акиры Куросавы. В 1971-м Затоiчи скрестил оружие с культовым персонажем Вана Ю из фильмов студии Shaw Brothers про Однорукого Фехтовальщика.

Затоiчи и его женщины

У Затоiчи было несколько возлюбленных, да и его мастерство массажиста делало его любимцем женщин. Тем не менее, не гнушался он и продажной любви, и гейши часто входили в круг его интересов.

Затоiчи и его меч

На протяжении сериала меч Затоiчи, замаскированный под трость, крадут, ломают, хоронят и забирают за долги. Но в каждой серии он снова оказывается вооруженным. Помимо традиционной самурайской техники владения мечом Затоiчи великолепно освоил иайдо — искусство мгновенного извлечения меча из ножен, короткого удара и водворения меча на место (эту технику можно увидеть также в "Отважном Сандзюро" и "Йоджимбо" Куросавы).

Затоiчи и азартные игры

Руководствуясь тонким слухом, Затоiчи стал непревзойденным игроком в кости. В "Затоiчи отправляется в ад" (1965) он заводит дружбу с одним весьма опасным шахматистом.

Затоiчи и музыка

Несмотря на то, что все фильмы про Затоiчи (кроме версии 1989 года) были сняты в монорежиме, музыка играет здесь большую роль. Автором основной музыкальной темы Затоiчи (и композитором еще 10 серий) стал Акира Ифукубе — постоянный соратник Куросавы и автор саундтреков к фильмам о Годзилле (именно он придумал знаменитый рев Годзиллы и его мерную тяжелую поступь).

Затоiчи и преемственность поколений

Считается, что Затоiчи был самоучкой. Тем не менее, в "Мести Затоiчи" (1965) он собирается навестить некоего учителя Хиконоичи и обнаруживает, что тот убит, а его дочь продана в бордель, так что слепцу есть чем заняться в полном соответствии с названием. Сам же Затоiчи никогда не имел учеников, хотя образ, созданный Синтаро Катсу, вдохновил многих: американцы сняли по сюжету о Затоiчи фильм "Слепая ярость" с Рутгером Хауэром, а теперь подоспел и сам Такеши Китано.


Некоторые фильмы о "Затоiчи" ("Дзатоити")
По произведениям Кана Шимодзавы
В роли Затоiчи Синтаро Катсу

  1. Дзатоити: Жизнь и мнения массажиста ИтиДзатоити: Жизнь и мнения массажиста Ити /Zatoichi: The Life and the Opinion of Masseur Ichi (Tale of Zatoichi, The)/ (1962)
    Япония, режиссер: Кендзи Мисуми

    Начало начал. Мастер Ити встречает красивую девушку О-тане, между ними вспыхивает любовь. Затем Ити знакомится с Хаттори, самураем-геем, который находится в депрессии и мечтает только о том, чтобы с кем-нибудь сразиться и с честью умереть. Несмотря на то, что он полюбил Ити, а тот считает его лучшим другом, Ити приходится убить его. Ити хоронит свою палку-меч вместе с самураем. Ему также приходится расстаться с О-тане. Слезливая картина и, вероятно, единственная, с таким сильным и одновременно тонким гомосексуальным подтекстом.


  2. Возвращение массажиста Ити /Return of Masseur Ichi, The/ (1962)
    Япония, режиссер: Кадзуо Мори

    Смешной фильм, оставляющий возможность для продолжения. Ити сталкивают с лодки в воду, но перед тем он успевает украсть меч злодея. Он выныривает, наносит злодею удар мечом по лицу и опять прыгает в воду. Здесь впервые его ошибочно принимают за монаха. Ити возвращается навестить могилу любимого самурая, магическим образом его палка-меч опять при нем. В этой серии Ити противостоит своему однорукому брату, у которого, похоже, гомосексуальная связь. Мы узнаем, что это сам Ити еще давно отрубил брату руку из-за женщины, хотя уже был слеп. Брат Ити и его партнер являются убийцами и ворами, и Ити убивает брата, чтобы тот не попал в тюрьму. Про О-тане ни разу не упоминается.


  3. Массажист Ити появляется опять /Masseur Ichi Enters Again/ (1963)
    Япония, режиссер: Токудзо Танака

    Первый цветной фильм. Ити вторично встречается с О-тане, которая стала проституткой исключительно для никчемных самураев. Ити навещает своего бывшего "учителя". Он приходит туда, где когда-то была его старая школа, и ввязывается в новые неприятности. Он также встречается со своей бабушкой, которая вырастила его, и та говорит ему, что он должен навестить могилы своих родителей. Сестра его "учителя" предлагает ему брак, и Ити соглашается. "Учитель" просит его покинуть эти места. Ити бежит от членов банды, главаря которой он убил в первом фильме, помогая никчемному гангстеру-преемнику воплотить его мечты. Злой самурай убивает О-тане, и разгневанный Ити преследует его. Перед тем, как убить самурая, Ити во второй раз теряет свою палку-меч: меч ломается под ударом самурая. Пожалуй, в этом фильме Ити пришлось убить самое большое количество людей.


  4. ДзатоитиДзатоити /Zatoichi (Zatoichi on the Road)/ (1963)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Ити участвует в борьбе сумо и говорит о себе как о "беглеце". В третий раз у него чудесным образом опять оказывается его палка-меч. Забавный сюжет, но фильм в целом скучноват.


  5. Путешествие массажиста Ити, а.к.а. Дзатоити. Опасное путешествие /Blind Swordsman: Zatoichi, Fighting Journey/ (1963)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Ити помогает девушке вернуться в Эдо.


  6. Массажист Ити и сундук с золотомДзатоити: Массажист Ити и сундук с золотом /Zatoichi: Masseur Ichi and the Chest of Gold/ (1964)
    Япония, режиссер: Кадзуо Икехиро

    Ити сражается против похитителей, укравших налоговый сбор.



  7. Сверкающий меч ДзатоитиСверкающий меч Дзатоити /Zatoichi's Flashing Sword/ (1964)
    Япония, режиссер: Кадзуо Икехиро

    Праздник фейерверков и борьба соперничающих групп за право собирать дань за переправу через реку.


  8. Сражайся, Дзатоити, сражайся /Blind Swordsman: Fight, Zatoichi, Fight/ (1964)
    Япония, режиссер: Кендзи Мисуми

    Ити дает клятву посетить 88 храмов, чтобы прекратить убивать. Он случайно убивает женщину и пытается затем доставить ее ребенка его отцу. К сожалению, для этого ему приходится опять совершать убийства.


  9. Приключения слепого /Blind Swordsman: The Adventures of Zatoichi/ (1964)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Некая девушка просит Ити помочь ее несправедливо осужденному брату бежать из тюрьмы. Совершенно ни с того ни с сего Ити вдруг решает, что он узнал своего отца в каком-то старом пьянице. Старый алкоголик оказывается обманщиком, но Ити все равно сохраняет ему жизнь, чтобы дать ему немного надежды. Очень хороши две сцены, когда плохой самурай хочет убить Ити. Ити оба раза побеждает его и в конечном счете убивает. Эти самураи никогда ничему не учатся! Один из лучших фильмов.


  10. Месть слепого воина, а.к.а. Боевой прием Дзатоити "два меча" /Blind Swordsman's Revenge, The/ (1965)
    Япония, режиссер: Акира Инуи

    Ити возвращается к своему "учителю", но тот убит, его дочь в борделе, большая заваруха.


  11. Дзатоити и обреченный человек, а.к.а. Прием Дзатоити "обратного извлечения меча" /Zatoichi and the Doomed Man/ (1965)
    Япония, режиссер: Кадзуо Мори

  12. Дзатоити: Слепой фехтовальщик и шахматный судья /Zatoichi: The Blind Swordsman & the Chess Expert/ (1965)
    Япония, режиссер: Кендзи Мисуми

    Затоiчи знакомится с японским мастером по шахматам, а затем с очень заботливым самураем, его помощником и его сестрой. Ити становится их другом, но потом обнаруживает, что шахматист — убийца отца самурая. Естественно, Ити вынужден убить его. Один из лучших фильмов серии, с легким гомосексуальным оттенком.


  13. Дзатоити: Месть слепого фехтовальщика /Zatoichi: The Blind Swordsman's Vengeance/ (1966)
    Япония, режиссер: Токудзо Танака

    В первый и в последний раз Ити знакомится со слепым попутчиком, буддистским монахом, который правильно подозревает, что Ити когда-то был зрячим, по крайней мере лет до 5-6. После состязания на мечах слепой монах делает заключение, что Ити на самом деле страдающий ужасный дух, который и ни слеп, и ни зряч.


  14. "Паломничество Дзатоити" /Zatoichi's Pilgrimage/ (1966)
    Япония, режиссер: Кадзуо Икехиро

  15.  Дзатоити: Спасение слепого фехтовальщикаДзатоити: Спасение слепого фехтовальщика /Zatoichi: The Blind Swordsman's Rescue (Zatoichi the Outlaw)/ (1967)
    Япония, режиссер: Сацуо Ямамамото

  16. Тростниковый меч Дзатоити /Zatoichi's Cane-sword/ (1967)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Ити встречает старого кузнеца, который сообщает ему, что это его старый учитель-кузнец выковал меч Ити. Это один из самых искусных мечей, но мастер предупреждает Ити, что жизнь этого меча закончена: еще один бой — и меч сломается, потому что он треснул. Мастер настолько восхищен Ити, что в конечном счете он выковывает ему его последний меч и вкладывает его в палку Ити. Этот старик оказывается даже большим, мастером, чем его учитель, который когда-то прогнал его из-за пьянства. Во время жестокого боя Ити думает, что он сражается старым мечом, тогда как тот уже заменен "мечом, содержащим душу" старого мастера. Один из лучших фильмов.


  17. Дзатоити бросает вызов /Zatoichi Challenged/ (1967)
    режиссер: Кендзи Мисуми

    Говорят, что это неумирающая классика.


  18. Дзатоити: Слепой фехтовальщик и беглецы /Zatoichi: The Blind Swordsman and the Fugitives/ (1968)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Ити путешествует с доктором, и они находят сына доктора, замешанного в преступление.


  19. Слепой воин-самаритянин, а.к.а. Дзатоити-самаритянин /Blind Swordsman Samaritan, The (Samaritan Zatoichi)/ (1968)
    Япония, режиссер: Кендзи Мисуми

    Самая веселая и самая захватывающая из всех историй. Ити впутывается в историю, когда хочет забрать деньги у человека, который задолжал якудзе. Он знакомится с толстым и веселым ронином, который помогает ему. Ити приходится убить должника, но затем он знакомится с сестрой убитого. Она влюбляется в Ити, хотя и знает, что он убил ее брата.


  20. Дзатоити и ЕдзимбоДзатоити и Ёдзимбо /Zatoichi Meets Yodjimbo/ (1970)
    Япония, режиссер: Кихати Окамото

    С Тосиро Мифуне, в третий раз играющего роль телохранителя без имени. Ити в конечном счете побеждает едзимбо (телохранителя), хотя они и союзники. Интересный конец. Непременно нужно посмотреть.


  21. Дзатоити и праздник фейерверков /Blind Swordsman's Fire Festival (Zatoichi Goes to the Fire Festival)/ (1970)
    Япония, режиссер: Кендзи Мисуми

    Дзатоити спасает жену самурая от преследования.


  22. Дзатоити встречает равного себе, а.к.а. Дзатоити и однорукий воин /Blind Swordsman Meets His Equal, The (Zatoichi and the One Armed Swordsman)/ (1971)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    С участием Джимми Ван-Ю. Знаменитый однорукий китаец приезжает в Японию, у него возникают проблемы с императорской процессией, и Ити приходится помогать ему.


  23. Морское путешествие Дзатоити /Zatoichi at Large/ (1972)
    Япония, режиссер: Кадзуо Мори

  24. Дзатоити в отчаянии /Zatoichi in Desperation/ (1973)
    Япония, режиссер: Синтаро Катсу

    Считается мрачным фильмом. Старая женщина падает с моста, и Ити попадает в очередную переделку.


  25. Заговор Дзатоити /Zatoichi's Conspiracy/ (1973)
    Япония, режиссер: Кимиеси Ясуда

    Ити возвращается домой. В ранних фильмах его звали Касама-но-Ити, считалось, что он из Касамы. Там у него оказывается сводная сестра и друг детства, который превратился в злодея.


  26. Дзатоити, а.к.а. Дзатоити '89, а.к.а. Дзатоити 26 /Zatoichi (Zatoichi 26)/ (1989)
    Япония, режиссер: Синтаро Катсу

    Очень редко вносится в список, а потому обычно неправильно классифицируется. Последний фильм Катсу, считается не лучше, чем остальные. Стоит отметить более качественный уровень производства, цвета и звука.


Биография Синтаро Катсу /Shintaro Katsu/

Синтару Катсу

День рождения: 29 ноября 1931

Место рождения: Фукагава, Токио, Япония

День смерти: 21 июня 1997

Место смерти: Кашива, префектура Чиба, Япония


Настоящее имя: Тошио Окумура /Toshio Okumura/

Псевдоним: Катсу-син /Katsu-shin/


Брат: Томисабуро Вакаяма /Tomisaburo Wakayama/

Отец: Катсутодзи Кинея /Katsutoji Kineya/


Жена: Тамао Накамура /Tamao Nakamura/ (с 5 марта 1962 по день смерти Катсу)

Сын: актер Рюютаро Ган /Ryuutaro Gan/


Преследовал известную во всем мире гейшу Минеко Ивасаки в течение трех лет, пока она не согласилась вступить с ним в связь. Его внебрачные отношения с ней длились пять лет, после чего она порвала с ним, поняв, что для него жена всегда будет на первом месте.


Катсу Cинтаро умер от рака 21 июня 1997 в возрасте 65 лет. Известный талантливый актер, директор и продюсер, нежно называемый японцами "Катсу-син", начал свою карьеру в сороковых, и стал известным, сыграв слепого мастера фехтования Дзатоити, в многосерийном фильме, вошедшем в число самых успешных работ японского кино. В числе его продюсерских работ — такие жемчужины, как "Родительское бремя волка" (в нем сыграл брат Катсу - Вакаяма Томисабуро) и "Нэмури Киосиро".

Синтару Катсу

Известный своей любовью к алкоголю и сигаретам, в последние годы Катсу-син все больше и больше времени проводил в больнице, и появлялся лишь на пресс-конференциях по поводу его скорого выздоровления, причем с неизменной сигарой.

23 июня пять тысяч человек пришли в токийский храм, чтобы присутствовать на мемориальной службе в его память.

Александр Смирнов, Владимир Преображенский


Ссылки о Синтаро Катсу




Затоiчи, Слепой воин: история, заблуждения и факты

Автор статьи: Преподобный Антонио Эрнандес


Было снято 27 фильмов "Затоiчи".

Итак, общепринятое мнение, что Затоiчи...

Несколько примеров

У Затоiчи был учитель

Техника владения мечом у Затоiчи уникальна.

У Затоiчи во всех фильмах только одна палка-меч

Первые фильмы были абсолютно низкого качества

Затоiчи вынуждали делать правильные вещи или подкупали на это

Затоiчи является/был буддистским монахом

Затоiчи никогда не оказывал никакого влияния на западные персонажи кино

Факты о римейке "Затоiчи" 2003 года


С 1962 по 1989 Затоiчи (Слепой Ити), слепой массажист и воин, прокладывал себе путь к сердцам японцев через телевизионный экран и стал в Японии олицетворением того духа времени.

Этот персонаж — наполовину воин, наполовину детектив, наполовину якудза, наполовину клоун, наполовину пафосный герой (он слеп, не забывайте) — самый популярный из придуманных персонажей в истории. Просто у нас на Западе мы не в состоянии воспринять ее. И тем не менее, несмотря на этот факт, у Затоiчи огромное количество последователей на Западе. После тех фильмов было два римейка: в 1990 в Америке и в 2003 в Японии. И тот же Аль Пачино (среди бессчетного количества других) очень много заимствовал у этих фильмов и у самого персонажа. В этом и величие Затоiчи: его копируют, пародируют, имитируют, переделывают.

Катсу Синтаро, известный на Западе как Синтаро Катсу, очень талантливый актер, вдохнул в Затоiчи жизнь. Катсу (произносится как Кац) был абсолютным мастером. Он был фехтовальщиком, певцом, музыкантом (он изобрел рэп в середине 1960-х), композитор, писатель, режиссер, продюсер — он все это умел делать. Караоке получило развитие благодаря ему. И все это он делал с присущим ему своеобразием.

Катсу было между двадцатью и тридцатью, когда он сыграл первый фильм о Затоiчи, "Затоiчи Моногатари ("История о Затоiчи", или "Легенда о Затоiчи"). Персонаж Затоiчи начал свою жизнь как второстепенный персонаж в романе Кана Симодзавы. Симодзава был невероятно талантливым писателем/продюсером/режиссером. В течение всей своей карьеры его заслоняла тень Акиры Куросавы, но Куросава не смог затмить звезду Симодзавы: Катсу. Специально для Катсу Куросава написал сценарий к одному из фильмов Симодзавы, к великолепному "Кагемусе" ("Тень воина"), получившему Оскар в 1980, но Катсу не смог там сняться, а Куросава больше никогда не предлагал ему роли.

На это были разные причины. В молодые годы Куросавы, в его "подпольные" годы, его лучшие годы... Затоiчи все время находился в палатке, под дождем или солнцем. Сейчас уже четыре поколения восхищаются и вдохновляются образом, созданным Катсу. Очень быстро после премьер этих фильмов Запад узнавал о них. Они никогда не поднимались выше незначительного культового статуса, пока не наступила эра глобальной кинотехнологии. Даже теперь (в 2004) на Западе царит неразбериха по поводу Затоiчи и его создания. Даже самые упертые фанаты неверно интерпретируют и понимают факты. Так что для этих упертых фанатов и в связи с новым интересом к Затоiчи приведем несколько данных, которые рассеют этот туман.


Было снято 27 фильмов "Затоiчи".

На самом деле их было 26. Существовал сценарий так и не снятого фильма, к которому мы вернемся позже. Эта неправильная цифра стала типичной ошибкой из-за неправильных переводов оригинальных японских названий. В связи с этим один фильм посчитали дважды. Какой-то из ранних фильмов был заново выпущен под другим, неправильно переведенным названием, и был просто добавлен к списку. Между предпоследним и завершающим фильмами был промежуток в шестнадцать лет. Этот последний фильм назывался просто "Затоiчи" (также известным под названием "Затоiчи 1989" и "Затоiчи 26". Общую неразбериху добавил недавний выход фильма про Затоiчи на DVD под названием "Темнота — его союзник", вероятно, это какая-то обновленная и переименованная серия фильма. И уж конечно никак не помогает тот факт, что было сделало 112 телесерий про Затоiчи, в которых Катсу снимался от 1972 до 1979.


Итак, общепринятое мнение, что Затоiчи:

на самом деле не слепой

наполовину слепой

бездельник

настоящий самурай, холодный и бесстрастный

киллер-психопат

якудза

непобедимый воин

мужлан, который умеет только драться на мечах.


Такие разные определения идут рука об руку: целый бланк для заполнения. Но мы должны его заполнить. Несомненно, Ити слеп. Он часто говорит об этом, люди спрашивают его об этом; он натыкается на вещи и падает, когда рядом нет никого, кто бы мог ему помочь. Вопрос исчерпан.

Он совсем не бездельник, хотя слово "бродяга" очень хорошо к нему подходит. На самом деле он талантливый бродячий музыкант, певец, массажист и акупунктурист и к тому же неплохо зарабатывает игрой в кости — настоящий бродячий мастеровой эпохи Ренессанса. Его искусство борьбы — это всегда приятный сюрприз, он и мастер борьбы сумо, и прекрасно улавливает тончайшие вибрации в воздухе. Катсу обычно играет Ити как человека чуткого, понимающего и доброго.

Ити иногда бывает и якудзой, который, как это ни парадоксально, прежде всего детектив. Возможно, Затоiчи был вдохновлен первым детективом, Франсуа-Эженом Видоком, основателем французской сыскной полиции. Как и Ити, Видок несомненно никчемный человек, скандалист, игрок, вор и мошенник, которого приняли во французскую полицию. Более того, Видок прекрасно фехтовал, был мастером переодевания и сторонник философии, по которой преступника должен ловить преступник. Видок вдохновил Эдгара По написать первую детективную повесть "Убийство на улице Морг", Гюго — написать "Отверженных", где Жан Вальжан буквально копия Видока, и оба они, Видок и Жан Вальжан (и Ити иже с ними) — вдохновили создание знаменитого американского детектива (подробнее дальше). И тот же Видок вдохновил Бальзака на создание образа Вотрена.

Интересное заключение, которое можно из этого извлечь — это то, что хотя бы в общих чертах концепция Затоiчи берет свое начало из литературы и кино. Ван Джонсон красиво выделялся в известной мистерии, выпущенной студией "20 век Фокс" в 1956. Фильм назывался "23 шага до Бейкер Стрит" (23 Paces to Baker Street), и Джонсон играл в этой криминальной тайне главную роль Филипа Ханнана, известного драматурга, живущего в Лондоне в пятидесятых годах. Ослепнув на войне, Ханнан испытывает горечь из-за того, что не может видеть, однако он держится с такой уверенностью, что мало кто понимает, что он слеп. В отличие от незначительного персонажа в незначительном романе, коим является Затоiчи, наш Ханнан из "Бейкер-стрит" буквально выпрыгивает с экрана. Любимчик Голливуда, примерный мальчик Ван Джонсон хорошо вписался в этот фильм, а режиссер Генри Хатауэй очень сильно отклонился от своего обычного стиля детективного фильма. В атмосфере фильма присутствует что-то мрачное, что делает его более ощутимым.

В фильме много остроумия и сарказма и очень мало пафоса — намного меньше, чем в типичном фильме про Ити. Джонсон сильный, гордый, американский герой Второй мировой войны, живущий в Лондоне. Слепота очень расстраивает его, но он не впадает в депрессию, во всяком случае, не очень сильно. Ханнан очень гибок, он может отражать удары во всех направлениях, как Ити (жаль только, что в его очень дорогой палке нет меча). Детективная канва, очень слабая и тонкая, плетется вокруг разговора о похищении, который случайно подслушал Ханнан в своем местном пабе: прежде всего это фильм о Ханнане и его верном дворецком Бобе. Ханнан, наконец, привлекает внимание полицейских сил и нескрываемое восхищение. Как и в большинстве фильмов об Ити, здесь тоже есть детективная сторона. В фильмах есть много схожего.


Несколько примеров

В самом начале фильма подружка Ханнана говорит с ним о его горечи. Он чувствует себя обделенным, дрожит и вдруг кидается к балконной двери. "Я бы хотел, чтобы люди оставили все вещи там, где они должны быть", — кричит он. Очень легко представить Ити делающим то же самое. В пабе барменше кажется, что Ханнан что-то видит. Он говорит: "Я ничего теперь не вижу". Великая актриса Эстель Уинвуд неповторима в этой роли старой барменши. Она говорит очень прочувственно: "Простите, сэр. Я не поняла". Не моргнув глазом, Ханнан говорит ей: "Все в порядке, вы же не нарочно". Позже он говорит ей насчет своей слепоты: "К этому невозможно привыкнуть". В другой сцене, помогая господину в очках идти в тумане через Лондон, Ханнан замечает: "Наверное, чувствуешь ущербность, когда носишь очки". Потом они останавливаются, и Ханнан говорит ему: "Отсюда ровно 23 шага до Бейкер-стрит".

Филипп Ханнан распутывает дело о похищении благодаря своему уму и тонкому чутью. Пользуясь своим верным диктофоном и магнитными записями, он сначала заманивает, а потом загоняет злодея в угол в его темной квартире. Как и Затоiчи, он обескураживает злодея вопросом, боится ли тот темноты, потому что теперь он и Ханнан равны. Во всех моментах, когда Ван Джонсон кажется зрячим, трудно не увидеть на его месте Ити. В исполнении Джонсона реальность слепоты более очевидна, более горестна, но он обладает стойкостью Ити.

Несмотря на некую мягкость, действие "23 шагов до Бейкер-стрит" развивается достаточно напряженно, фильм вибрирует спокойной стилистикой, которая очевидна в более поздних японских фильмах. Благодаря своему персонажу (Джонсон), сюжетной линии (пусть слабой) и театральной стилистике этот самоцвет 1956 года вырвался на 15 лет вперед своего времени. Режиссер Хиллари здесь может потягаться с самим Хтчкоком. Если брать персонаж, сыгранный Ван Джонсоном в этом фильме по роману Филипа Макдональда ("Ордер на арест для г-на Х"), то я бы рекомендовал всем фанатам Ити посмотреть этот фильм. Лично мне после просмотра этого фильма показалось, что Джонсонский Филип Ханнан вполне мог вдохновить Катсу при исполнении роли Затоiчи.

"Моя работа заключается в том, чтобы знать, как говорят люди, и что они думают, когда говорят это!" (Ван Джонсон в роли Филипа Ханнана)

Ну, а теперь, чтобы убить оставшиеся недоразумения: Ити на самом деле настолько эмоционален, что его лицо мучительно перекашивается, даже когда он убивает настоящих психов, нападающих на него. У него золотое сердце: это то, чему все эти фильмы старательно учат. Он ни в коем случае не похож на психа или психопата. У Видока тоже было доброе сердце, и он обычно жалел тех преступников, которых предавал правосудию. Ити не непобедим, какие-то бои он проигрывает чисто технически, в других серьезно ранен. И в то же время все его противники у него, так сказать, в заднем кармане. Он знает все уловки, и вряд ли его вообще можно обмануть. То же самое можно сказать и о жизни Видока. Так что Ити, как и Вибок — пример супермена в обычном человека.

Что касается военных искусств, он равно искусен в сумо, дзюдо, кендо, смертельных ударах, джиуджицу и милом старомодном умении притворяться психом. То, что он инвалид, порою неловок и странен, добродушен и может ошибаться, сделали Ити самым уникальным и любимым из всех мастеров военных искусств. И благодаря этому все те, кто проникся этими фильмами, приобретают огромное уважение к инвалидам. Это уже само по себе большой подвиг во все времена.


У Затоiчи был учитель

Это недоразумение возникло из-за разных киносюжетов. Самый первый фильм и два его продолжения, которые вместе можно считать трилогией, рассказывают совсем иную историю, чем в последующих фильмах. И каждый последующий фильм слегка видоизменял историю предыдущего. Первоначально Затоiчи объясняет, что он самоучка, потому что устал, что люди смеются над ним. Это особый случай в глазах японцев, потому что они считают, что самоучек "обучают боги". Много позже оказывается, что у Затоiчи был учитель. Хотя этот учитель был мелким деревнским самураем и обучил его лишь нескольким вещам, он достоин чести уже потому, что "научил Затоiчи, как обращаться с мечом".

Затоiчи же во всех фильмах повторяет, что он никогда "формально" не учился и что он обучился сам благодаря своим упорным тренировкам. Он утверждает это, даже противореча фильму, где он легко убивает своего бывшего "учителя", но делает это таким образом, что учитель не теряет своего лица. Именно в этом фильме хотят увидеть скрытую последовательность в повествовании: Затоiчи как бы вернулся научить своего "учителя" одной-двум вещам. Ответом на это заблуждение должно быть громогласное "НЕТ".


Техника владения мечом у Затоiчи уникальна.

На самом деле это часть системы, которой Затоiчи владеет в совершенстве: иайдо, искусство быстрого и точного извлечения-меча-удара-отхода. Захват сверху вниз, которым Затоiчи пользуется постоянно, известен как "обратное" извлечение меча, а иногда как стиль Мураки. Затоiчи также силен в традиционном самурайском поединке. Опыт и актерский талант Катсу привели к тому, что он выбрал именно эту технику для Затоiчи. Это самая эффективная техника для воина, когда ему негде развернуться. Метод, которым Катсу ставит и снимает боевые сцены, оставляет у зрителя впечатление, что он видит настоящее иайдо. Единственный другой фильм в истории, который показывает такую же великолепную постановку и мастерство в обратном извлечении меча — это фильм Куросавы "Сандзюро" (продолжением которого стал его фильм "Едзимбо").


У Затоiчи во всех фильмах только одна палка-меч

Это тоже неверно. Первый фильм предоставлял огромную возможность сделать продолжение, но задуман он был как самостоятельный. В конце фильма Затоiчи приказывает похоронить свою палку-меч вместе с самураем, с которым ему пришлось сражаться. Однако в следующем фильме она у него каким-то образом оказалась, когда через год он возвращается на могилу самурая почтить его память.

В третьей серии (которая является первым цветным фильмом) меч в руках Затоiчи ломается под ударом самурая, с которым он сражается. К этому времени он уже лишился ножен. Тогда Затоiчи выхватывает из рукоятки меча спрятанный там кинжал и убивает самурая. После этого он в гневе отшвыривает рукоятку и уходит с пустыми руками.

В четвертом фильме он в третий раз возвращается с тем, что кажется точно такой же палкой-мечом. Даже в последующих сериях, когда Затоiчи продает свою палку-меч, чтобы заплатить проигранные в кости деньги (при этом самураю, который хочет убить его), самурай просто позже возвращает ее ему. В другом более позднем фильме у Затоiчи из-за трещины вот-вот сломается меч, и он доверяет его починку опытному мастеру, который оказывается учеником того мастера, "который выковал тот первый меч".

В фильмах ни разу не делается попытки объяснить, как Ити приобрел эту палку-меч. Нет никакой попытки создать последовательность или хотя бы намека на объяснение всех этих исчезновений и новых появлений этой палки. У нас остается ощущение, что Затоiчи каким-то магическим путем получает эту палку обратно, независимо от того, что с ней произошло.

Существование самой палки-меча нуждается в объяснении с чисто исторической и технической точек зрения. Катсу наверняка имел множество таких опорных палок-мечей в течение всего времени съемок в этих фильмах, и вряд ли они были одинаковы. Некоторые приходилось менять несколько раз в течение только одного фильма. Палка бывала то толстым посохом, то полой и легкой. В некоторых были фальшивые втягивающиеся клинки, в некоторых — настоящие притупленные, а в некоторых — настоящие заточенные (для крупных планов). Все это создавало иллюзию нечеловечески быстрого выхватывания меча. В некоторых крупных планах разница в палках болезненно очевидна. Говорят, что Джорджа Лукаса вдохновил на создание его светового меча именно Затоiчи своим мгновенным выхватывания меча.

Что касается исторического аспекта, то палки-мечи были популярны в Японии. В эпоху Эдо, от 15 до 19 веков, их было великое множество, пока император не запретил простым людям носить какое-либо оружие. С палкой-мечом, носящей имя сикоми (палка), сикоми-катана или сикоми-цуе (оба слова означают палка-меч) чаще всего ходили странствующие массажисты и игроки.

Эти палки-мечи имели невероятно заурядный вид. Внешний вид сикоми, которые антикварщики называют деревяшками (они сделаны из цельного куска дерева) служил камуфляжем. Поэтому она должна была быть более или менее прямой и невзрачной. Камуфляжные палки делали и в эпоху Эдо. Большинство из них были ужасно плохо сделаны, как и их современные копии.


Первые фильмы были абсолютно низкого качества

Это недоразумение — самое нелепое и ошибочное из всех. Каждый фильм из этой серии значителен и великолепно снят. Тот факт, что у японцев были ограниченные средства на кинематографию, не стал препятствием. Фильмы о Затоiчи до сих пор входят в число самых утонченных фильмов мира и имели большое влияние на работу Куросавы после 60-ых годов. Многие из числа постоянных актеров и съемочной группы Куросавы часто работали и на фильмах о Затоiчи. Эти фильмы просто состарились, и это часто принимают за плохое качество звука и изображения. Очень печально, что на Западе даже самые верные фанаты жалуются на плохое качество производства. Фильмы о Затоiчи — это самая изысканная кинопродукция из всего, что может представить Япония. Они ни на день не состарились, если говорить о великом кино.


Затоiчи вынуждали делать правильные вещи или подкупали на это

Еще одна глупая западная догадка. Похоже, что два первых поколения западных зрителей смотрели фильмы, вероятно, на Гавайях, где они, наверное, не были субтитрированы. С тех пор очень неверные догадки о нюансах каждого фильма сыпались, как удары меча на случайного прохожего. На самом деле Затоiчи был очень востребованным носителем справедливости. Потому-то фильмы о нем были так популярны на американском Западе. Все эксперты кино отмечали, что: "у Затоiчи душа монаха, а мастерство самурая".


Затоiчи является/был буддистским монахом

Очень легко сделать эту ошибку: в ранних фильмах у него была привычка брить голову; он мелькал возле храмов среди монахов. Он часто носил традиционные буддистские дзюдзу (четки) и занимался практикой синто. Скорее всего он был обыкновенным приверженцем учения дзен, которого ошибочно принимали за монаха. Дело в том, что на фильмы большое влияние оказал знаменитый поэт 17-го века Мацуо Басе, создавший поэзию хайку. Басе соблюдал особые буддистские обеты, брил голову и одевался, как монах, но сам он не был монахом. Для многих японских дзен-буддистов персонаж Затоiчи воплощает вершину озарения, но Затоiчи совершенно определенно даже "номинально" не было буддистским монахом. И к тому же он любит проституток.


Затоiчи никогда не оказывал никакого влияния на западные персонажи кино

Очень много интересных, но разбросанных по разным филмам персонажей вышли из Затоiчи. Первым из них был лос-анджелесский полицейский детектив лейтенант Коломбо, созданный Питером Фальком в 1967 году. Мало кто осознает, что Колумбо — самый длинный телесериал за все время: в 1967 молодой Питер Фальк дебютировал в фильме "Убийство по рецепту врача" (Prescription Murder). Фальк продолжал сниматься в сериале десятилетиями, ссылаясь на свою "любовь надевать этот плащ". Самый последний телефильм с Коломбо в 2003, "Коломбо любит ночную жизнь" (Colombo Likes the Night Life) был объявлен его "лебединой песней", но никто не может дать гарантии в этом. Фальку было уже за 80, когда он снялся в "Ночной жизни".

Роль лейтенанта Коломбо была изначально написана для Бинга Кросби, но он от нее отказался. Невзрачный, шаркающий, сутулый, тушующийся, посмеивающийся про себя, почесывающий голову и в каком-то смысле "слепой" к окружающему миру, Коломбо всегда ловит своих злодеев. Как Затоiчи, он, в конечном счете, загоняет их в угол и (обычно) мягко вынуждает их сознаться. У него тоже таинственное прошлое и сверхчеловеческий способности. Коломбо даже отказывается носить оружие. Говорили, что образ лейтенанта Коломбо был вдохновлен образом Жана Вальжана Виктора Гюго (не представляю, как), но знатоки почти не сомневаются, что сам Коломбо заимствован у Катсу.

Родившейся в Кантоне и выросший в Сиэтле актер Кей Льюк обессмертил свою версию истории слепого мастера, сыграв мастера По с серебряно-белыми глазами из Шаолиньского храма в телевизионных сериях "Кун-фу". В 1989 вышла киноверсия "Кун-фу", в которой Льюк сыграл на этот раз роль призрака мастера По. Вполне вероятно, что "Затоiчи" 2003-го немного заимствовал от этого образа Льюка в кино.

В конце 1978 несколько человек из "Воздушного цирка Монти Питона" сделали милую пародию на "Остров сокровищ", озаглавленную "Желтобородый пират". Мистер Харви "Слепой" Пью в исполнении Джона Клиза представляет собой едкую, забавную и единственную пародию на Затоiчи на Западе. Особенно смешно то, что "Слепой" Пью ходит с крошечной белой палкой, и единственный раз он извлекает свой опасный меч только для того, чтобы загасить свечу. После чего он уничтожает целую таверну крутых ребят.

Затоiчи появляется в американском римейке "Слепая ярость" с Рутгаром Хауэром в главной роли. Это явная дань уважения собирательному образу Затоiчи, что само по себе уже повод посмотреть этот фильм. Хауэр наделяет его своими чертами характера, что делает его персонаж более человечным и правдоподобным. Однако он не приносит того же удовлетворения, что более таинственный и более мистический Затоiчи Катсу.

Слепой воин Хауэра — ветеран вьетнамской войны, потерявший зрение при взрыве. Какое-то вымышленное племя в джунглях подбирает его, лечит его глаза и обучает искусству владения мечом. Хотя эта идея таинственного племени несколько смешна, она как-то срабатывает в рамках этого фильма. Как и Ити, странствующий Хауэр куда-то уходит в конце фильма.

В 1992 выходит "Запах женщины" с Аль Пачино, еще один персонаж, основанный на Затоiчи. Как и Хауэр-Затоiчи, Пачино играет ветерана вьетнамской войны, но он не бродяга, а отставной морской полковник, теперь успешный хриплоголосый адвокат. Ему удается очаровывать или побеждать (своим умом) почти всех, и у него даже есть юный протеже. Единственная ссылка на Затоiчи — это морская сабля, которая лежит на кровати, когда Пачино собирается покончить с собой.

Здесь Пачино совершенно очевидно очень многое заимствовал от игры Катсу, особенно язык тела и хриплый голос. Нам это очень знакомо, так как Питер Фальк заимствовал те же характеристики для своего Коломбо. Пачино и Хауэр даже заимствовали эффектный ход из одного из фильмов о Затоiчи: Катсу устраивает жуткие скачки на лошади, а Пачино и Хауэр сеют подобный страх, когда весело и небрежно ведут машину.

Затем в 1999 появляется чудовищный "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: Code of the Samurai), самая тошнотворная роль Фреста Уайтейкера после "Возмутительной игры" (The Crying Game). В этом патетическом фильме Уйатейкер играет неудачливого Затоiчи (хотя он никакой не инвалид, если только умственный). Пес-призрак (имя персонажа) в конечном счете побежден эксцентричной мафиозной семьей, в которой он служил в качестве едзимбо (телохранителя).

Фильм и его персонажи жалким образом пытаются достигнуть высот фильмов о Затоiчи, но только порождают отрицательные эмоции. "Пес-призрак" довольно неубедительно сравнивали с фильмами Куросавы "Сандзюро" и его продолжением "Едзимбо". Это весьма сомнительное притязание. Хотя фильм довольно смешной и местами милый, он, вероятно, самый худший самурайский фильм за всю историю.

В 2002 телевидение США премировало Тони Шалхоуба за интересный сериал "Монк". Адриан Монк, которого играет Шалхоуб, бывший офицер полиции в Сан-Франциско, консультирует свой бывший отдел в случае трудных убийств. Если раньше, в первом сезоне, он был "детектив детективов", то после гибели жены при взрыве автомобиля он страдает навязчивым неврозом. Хотя Шалхоуб держит себя безупречно, совершенно ясно, что прототипом его персонажа является лейтенант Коломбо и схожесть с Затоiчи не случайна.

Монк нервен, он боится микробов, ассиметрии, грязной воды и все в таком роде. Он болен, когда он в реальном мире. Он заикается, дрожит, подергивается, иногда похож на аутиста, но мужественен, обладает феноменальной фотографической памятью и огромным опытом. Он действительно напоминает Затоiчи, когда охотится за злодеями. Вместе со своей верной медсестрой и секретаршей Шэроной, Монк всегда разрешает самые запутанные дела практически без чужой помощи. Иногда Шэрона или кто-нибудь еще присутствуют при этом.

Самый последний фильм, вдохновленный Затоiчи — это продукция канала Диснея 2004 года "Путь в спортзал" (Going to the Mat). В главной роли Джейса "сорвиголовы" Ньюфилда очень красивый и приятный Эндрю Лоуренс. Этот фильм, ориентированный на тинейджеров, возможно, один из лучших в жанре "слепого героя". Джейс — еврейский мальчик из Нью-Йорка, он слеп от рождения, и когда его семья переезжает в незнакомую Юту, чувствует себя потерянным. Хотя его одноклассники в новой школе довольно грубые ребята, их поражают "ультразвуковые" способности Джейса.

Манера игры Лоуренса — что-то среднее между Катсу и Хауэром — кажется парадоксальным образом довольно высокомерной и крикливой. Он чувствует себя ущербным и считает вступление в секцию борьбы единственный выходом из этого положения. У Джейса есть замечательная, но болезненно узнаваемая раздвижная белая палка. Фильм очень самоутверждающий. Джейс обладает уникальной способностью узнавать точное местонахождение и действия людей по "воздушным вибрациям", у него удивительные музыкальные и атлетические способности, и он вполне предсказуемо становится чемпионом и героем. Однако без Катсу Джейс Ньюфилд никогда бы не добрался до спортивного мата.

Нет никаких сомнений, что Синтаро Куцу раз и навсегда наделил людей с физическими недостатками большим достоинством, которого они раньше в кино не знали. Крайне печально, что слепые никогда не смогут увидеть "Ити-слепца" в исполнении Катсу, отличающимся мастерством, чувством и невероятной точностью. Катсу наверняка не забывал о слепых, снимаясь в каждом из фильмов, он очень часто говорит от имени слепого. В каждом фильме есть моменты, когда уже сам диалог ведет незрячего человека через действие. Мы же, остальные, должны усвоить урок, который нам преподает Затоiчи в исполнении Катсу.


Факты о римейке "Затоiчи" 2003 года

Такеши Китано выпустил свой римейк весной 2003. Озаглавленный просто "Затоiчи", как последний фильм с Катсу 1989, он вызвал много разговоров. Несмотря на то, что фильм получил восторженные отзывы, завоевал премию на Венецианском фестивале и вызвал всеобщую шумиху, он еще не достиг Западного полушария. "Мирамакс" купила прокатные права. Фильм вышел в Объединенном королевстве в марте 2004, в США выходит 4 июня 2004 (это неслучайные даты: 4 июня — Фестиваль "Первой проповеди Будды в Бенаресе", а март — месяц, когда по традиции чествуют мать Будды). В 2003 "Затоiчи" триумфально прошел по Европе и его даже хотели послать для отбора на Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", но по иронии судьбы он был оттеснен другим японским самурайским фильмом.

Фанаты "Затоiчи" опасались не только того, что "Затоiчи" может быть выпущен после "Последнего самурая" (и после смехотворного "Убить Билла"), но еще и того, что "Мирамакс" придержит выпуск "Затоiчи" и при этом изуродует фильм в монтажной. Все эти страхи оказались напрасными благодаря требованию Китано. Он твердо высказался в одном из интервью, что не допустит никакого перемонтажа. Он также отказался дать разрешение на дубляж, настаивая на субтитрах. В любом случае, Китано и его Затоiчи разбили в прах все последние самурайские фильмы.

Как ни странно, Китано не приветствует идею преемственности образа Затоiчи. Как и большинство японцев, он почитает Катсу, и то, что он заимствовал в своей игре от Катсу, является чистой данью уважения ему. Синтаро Катсу умер 21 июня 1997 от рака горла. Вскоре после этого с Китано связалась очень влиятельная мадам, бывшая танцовщица. Она была близким другом Катсу и владеет правами на всего его "Затоiчи". Невероятно богатая, владелица дюжины стриптиз-клубов и даже иногда ссужавшая Катсу деньги, она захотела, чтобы Китано не только сделал римейк, но и сыграл там главную роль.

Китано сделал слабую попытку отказаться, но сдался. Он не мог отказать могущественной леди, к тому же она обязалась выплатить 15% расходов. После визита на могилу Катсу, работа началась. Согласившись играть Затоiчи, Китано, по его словам, "немедленно перекрасился в блондина". Что же касается всего замысла, Китано хотел решительно сделать "нового" Затоiчи, "совершенно другой персонаж". Но еще до того, как поступило предложение на съемки этого фильма, Китано уже коротко постригся и перекрасил свои черные волосы в светлый цвет.

Выбор мадам не удивил никого из тех, кто даже поверхностно знаком с ошеломляющим творчеством Китано. Сутулый, с подпрыгивающей походкой, с манерами а-ля-Фальк, с резким, но высоким напряженным голосом, с оспинками на грубом лице, он был естественным выбором на нового Затоiчи. Язык его тела — плотного, компактного, мускулистого и при этом невероятно комичного — еще больше усиливали "эффект Затоiчи", который сразу разглядела в нем мадам. Любой, кто видел "Кикудзиро" Китано сразу согласятся, что Китано обладает большим, свежим, врожденным талантом. У старой мадам оказался наметанный глаз.

Предпродукция началась через два года после смерти Катсу. Несмотря на то, что Китано к тому времени сделал несколько культовых картин, он никогда раньше не снимал дзидаи-гэки (костюмную драму), не говоря уже о тямбаре (самурайский фильм). Он также никогда не делал блокбастеров, хотя его комедия 1999 года "Кикудзиро" (римейк "Голландца" Джона Хьюза 1986) получила несколько заслуженных премий. Китано был сценаристом и режиссером этого фильма, а также сыграл в нем главную роль.

Китано так рьяно взялся за осуществление проекта "Затоiчи", что старая мадам была довольна как собой, так и Китано. Взяв за основу сюжет и сценарий самого покойного Кана Симодзавы, Китано начал свой путь к подвигу.

Первое заблуждение западных фанатов Затоiчи касательно этого римейка заключается в том, что они считают, что Китано не знал, как следовать традиции игры Катсу в создании образа Затоiчи. Это отчасти неправда, ибо он уважает Катсу и почтительно отнесся к просьбе мадам сделать римейк. Для него это было как бы просьбой самого Катсу. Китано сразу заявил, что, несмотря на все уважение к Катсу, он не будет подражать его актерской технике — хотя почти целиком заимствовал образ таким Затоiчи, как его создал Катсу. Некоторые отрицательно настроенные фанаты-пуристы утверждают даже, что в любом случае Китано не обладает талантом Катсу. Лично я решительно отвергаю эту точку зрения.

Процитируем Китано: "Я хотел, чтобы все забыли о Катсу, а потому решил сделать что-то новое". Целью Китано было подать Затоiчи так, чтобы он казался совершенно новым персонажем. Хотя интересно заметить, что почти все в Китановского Затоiчи было сначала предложено Катсу, который обычно не мог воплотить свои идеи в полной мере, как ему хотелось. Большая заслуга также принадлежит Симодзаве, который не смог осуществить свой проект (возможно потому, что в ней был персонаж гейши-трансвестита). Как бы там ни было, Китано делает все возможное, чтобы перекроить Затоiчи, как личность: он иронически избегает всего, что составляло очарование героя Катсу, его колебания и другие приятные качества. Короче, Китано хочет, чтобы его образ Затоiчи больше походил на тупого наемника, подобно Иствудскому герою без имени. "Я считаю Затоiчи злодеем", — категорически заявил он в одном интервью.

Вторая проблема — это "светлые" волосы Китано. Китано утверждает, что он осветлил волосы, чтобы придать новое, странное визуальное впечатление от Затоiчи. Однако, судя по кинокадрам и журналам, волосы Китано не светлые, а седые. Он показывает Китано стариком, как гримом, так и своей игрой. В его исполнении Затоiчи совершенно иной, чем его привыкли видеть почитатели Катсу. Китано показывает, каким мог бы быть старый Затоiчи, седой и на склоне лет. Затоiчи Китано старше, грубее и немного более мертвый внутри, чем Затоiчи Катсу, это его версия последних лет жизни оригинального Затоiчи, и он не хочет, чтобы зритель забывал об этом. Таким образом, это еще один поклон Катсу. Китано, правда, говорил, что такой цвет волос — это просто уловка, чтобы зритель лучше видел Затоiчи в сценах боя. Это полный абсурд, вполне в духе Китано.

Это напоминает мне, какой смех вызвал Риккардо Монтальбан в "Звездном путь-II: Гнев Хана". Все говорили, что его длинный парик белокурый! Вот смех-то! В кинотеатре мы сразу увидели, что цвет парика был седой, чтобы показать, что Хан состарился. Подозреваю, что то же самое случилось и с Затоiчи 2003-го, а Китано просто потешается над такой путаницей...

Еще один пункт — глаза Затоiчи. Один критик написал, что Китано, чьи глаза весь фильм плотно закрыты, открывает их в конце фильма, и зритель видит их "странный, жуткий серебряный цвет". Это приводит критика к заключению, что у Затоiчи действительно жуткие, серебряного цвета глаза, но он прекрасно видит. Мысль глупейшая: сам Китано утверждает, что "он не может изменить тот факт, что Затоiчи слеп".

Катсу пришла блестящая идея о странных глазах еще на первом фильме. В конце фильма, непосредственно перед посещением храма, где будет находиться могила самурая, Затоiчи открывает глаза и "смотрит" на главного злодея и кричит на него. Его глаза молочного, тускло-серебряного цвета. Кареглазый Катсу заказал себе специальные линзы для этой сцены, чтобы продемонстрировать "мертвые" глаза Затоiчи.

В дальнейшем Катсу больше никогда не надевал линз, но овладел невероятно трудным искусством заворачивать глаза внутрь орбит, широко раскрывая их. Идея Катсу с линзами понравилась великому Кейю Льюку, который использовал их, играя Шаолиньского монаха По. Изображать слепого таким образом так трудно, что даже Пачино и Хауэр отказались от этого. То, что слепой может видеть, но иначе, чем зрячие люди, бесспорный факт в старых фильмах про Затоiчи.

В Китановском римейке нет хип-хопа, как часто об этом писали. Эту приятную и странную музыку нельзя назвать типично западной. На Китано произвел впечатление звук чечетки Джина Келли на заднем плане в увертюре "Хелло, Долли", и он решил использовать этот прием для всего саундтрэка. Но этим не ограничилось влияние Келли и чечетки на Китано. Сам Китано плохой чечеточник, и он даже высмеивает это в "Кикудзиро", упоминая имя Джина Келли.

Очень много было крику по поводу стомп-номера в конце фильма. Десять минут огромная толпа танцоров, среди которых знаменитая труппа стомп-танцоров "Страйп" прыгает и топает в традиционных японских сабо. Здесь на Китано оказал влияние не только Келли, но и Грегори Хайнс.

Китано ясно дал понять, что этот танец — составная часть фильма, это полноценный, хотя и танцевальный, финал. Деревня празднует смерть плохих парней от руки Затоiчи. "Вот почему, — поясняет Китано, — Затоiчи не участвует в танце. Он не житель деревни, он просто проходил мимо. Весь этот номер основан на японских мотивах".

К сожалению, Китано и в этом решил отрицать влияние Катсу, хотя именно Катсу выразил идею создания действия саунтрэка и ввел свою музыку в действие фильма. Джин Келли, как и многие другие, вполне мог быть под влиянием Катсу. В любом случае, этот странный финал типа "мы теперь уже в общем-то не играем" больше типичен для китайских фильмов. Любой фанат азиатского кино знает, как часто в фильмах про военные искусства его герои разрушат "невидимую стену".

И, наконец, Киитано снабжает своего Затоiчи ярко-красной палкой с зелеными полосами. Это выглядит ошеломляюще, даже на фотографиях. Китано опять объяснил это тем, что хотел, чтобы Затоiчи выделялся из толпы. Но здесь нет никакого несоответствия. В эпоху Эдо палки-мечи для маскировки раскрашивались в яркие краски, хотя я сомневаюсь, чтобы Китано знал об этом. Скорее, он хотел придать Затоiчи новый стиль.

То же касается и новой одежды Затоiчи, которая подчеркиваюе или дополняет в каждом эпизоде удивительно яркие цвета природы. Коричневый цвет одежды Катсу имел тот же эффект, но по-другому: она сливалась с коричнево-серым песком и резко выделялась на фоне яркой зелени. Когда в третьем фильме появился цвет, Катсу сделал темнее палитру Ити, которая состояла из легких переходов светлого и темного в первых двух черно-белых фильмах.

Вполне вероятно, что Китано сделает хотя бы одно продолжение "Затоiчи". Китано высказывался по этому поводу, говоря, что он может это сделать, так как нуждается в деньгах и еще потому, что считает, что образ Затоiчи в его исполнении не вышел цельным. Китано не может не знать, что продолжение может стать настоящим блокбастером и что любой фильм о Затоiчи жает возможность сделать продолжение.

Что же касается глобального проката, то тут фильм имеет благословение Китано и в любом случае будет очень большим.

Внимание, которое теперь проявляют к Китано, абсолютно оправдано, хотя во время всей своей карьеры ему пришлось терпеть яростную критику и неблагодарность. (Естественно, вечно парадоксальный Китано жалуется на избыток "внимания"). Покойные Синтаро Катсу и Кан Симодзава и даже живчик таинственная мадам могут быть довольны: в этом тысячелетии Затоiчи, наконец, было оказано заслуженное уважение. Это и дань уважения и признание Синтаро Катсу, что гораздо важнее денег и Оскаров.



« На главную